DELPHI: Создание компонента
Возьмем для примера компонент TOpenDialog, который находится на странице Dialogs палитры компонентов. Он хорошо справляется со своей задачей, но у него есть одно маленькое неудобство. Каждый раз, когда его используешь необходимо каждый раз изменять значение свойства Options. И причем это, как правило, одни и те же действия.
OpenDialog1.Options := OpenDialog1.Options + [ofFileMustExist, ofPathMustExist];
чтобы файл, который мы пытаемся открыть с помощью этого диалогового окна, действительно существовал на диске. Задание для себя мы уже выбрали, осталось за малым - создать компонент. Заготовку для компонента создаем, выбирая из меню команду Component/New Component... и в диалоговом окне выбираем
Ancestor type: TOpenDialog Class Name: TOurOpenDialog Palette Page: Our Test
Нажали Ok и у нас появился шаблон нашего будущего компонента.
Переопределяем конструктор у этого компонента, т.е. в секции public вставляем строку:
constructor Create(AOwner: TComponent); override;
нажатие на этой строке Ctrl + Shift + C создает шаблон для этого метода, внутри которого мы вставляем такие строки:
inherited Create(AOwner); {Вызываем унаследованный конструктор} Options := Options + [ofFileMustExist, ofPathMustExist]; {Выполняем необходимые нам действия}
Обратите внимание: Комбинации клавиш Ctrl + Shift + стрелки вверх/вниз позволяют перемещаться между объявлением метода и его реализацией.
Установка созданного компонента Component/Install Component...
Install Into New Package Package file name: C:\Program Files\Borland\Delphi4\Lib\OurTest.dpk Package description: Our tested package
Вам не нравится, что у нашего компонента иконка такая же как у стандартного? Тогда создадим для него свою собственную.
Для этого нам необходимо вызвать Tools/Image Editor. Создаем новый *.dcr файл.
Вставляем в него рисунок Resource/New/Bitmap. Устанавливаем размер картинки 24x24 точек. А дальше - ваше творчество...
Обратите внимание: цвет точек, совпадающий с цветом точки в левом нижнем углу рисунка, будет считаться ПРОЗРАЧНЫМ!
После того как вы создали свой рисунок, переименуйте его из Bitmap1 в TOurOpenDialog и сохраните файл с именем OurOpenDialog.dcr.
Удалите компонент из пакета и установите его снова (только в этом случае добавится и ссылка на *.dcr файл).
Compile, Install и удачи!
unit OurOpenDialog; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type TOurOpenDialog = class(TOpenDialog) private { Private declarations } protected { Protected declarations } public { Public declarations } constructor Create(AOwner: TComponent); override; published { Published declarations } end; procedure register; implementation procedure register; begin RegisterComponents('Samples', [TOurOpenDialog]); end; { TOurOpenDialog } constructor TOurOpenDialog.Create(AOwner: TComponent); begin inherited Create(AOwner); {Вызываем унаследованный конструктор} Options := Options + [ofFileMustExist, ofPathMustExist]; {Выполняем необходимые нам действия} end; end.
Объявление компонента состоит из секций, таких как private, protected, public и published. Что они означают?
Это директивы видимости.
Все что объявлено в секции private, доступно только внутри модуля в котором объявлен класс (частные объявления). Здесь как правило объявляются переменные, в которых хранятся значения свойств, а также методы (процедуры или функции) доступа к ним.
Все что объявлено в секции protected, доступно как и в секции private, а также наследникам данного класса (интерфейс разработчика).
Здесь можно объявить методы доступа к значениям свойств (если вы хотите позволить изменять эти методы потомкам вашего компенента), а также свойства, методы и события (методы реакции на события) в компонентах типа TCustomXXX.
Все что объявлено в секции public, доступно любому пользователю компонента (интерфейс этапа выполнения).
Здесь объявляются, как правило методы. В секции published можно объявлять только свойства и события (они объявляются в виде свойств).
Они доступны во время проектирования приложения (интерфейс этапа проектирования).
Свойства
Свойства типа масив - обычные массива Object Pascal, но в отличии от последних могут индексироваться не только числовыми значениями но и строковыми. К сожалению этот тип свойства требует пользовательского редактора свойств (в инспекторе объектов редактор свойства имеет кнопку с тремя точками [...]), по-этому в указанном ниже примере свойство ArrayProp объявлено в секции public.
type TOurComponent = class(TComponent) private { Private declarations } FArrayProp: array[0..9] of integer; function GetArrayProp(aIndex: integer): integer; procedure SetArrayProp(aIndex: integer; const Value: integer); protected { Protected declarations } public { Public declarations } property ArrayProp[aIndex: integer]: integer read GetArrayProp write SetArrayProp; published { Published declarations } end;
Спецификаторы свойств
Спецификатор default указывает сохранять значение свойства в файле формы или нет. Если значение свойства совпадает со значением default - значение в файле формы не сохраняется, если значения не равны - сохраняется. Это можно проверить, положив компонент на форму и выбрать правой кнопкой мыши пункт меню View as Text. Default не устанавливает первоначальное значение свойства к указанному. Это необходимо сделать в конструкторе компонента.
unit OurComponent; interface uses Windows, SysUtils, Classes, Graphics, Forms, Controls; type TOurComponent = class(TComponent) private { Private declarations } FMyInteger: Integer; protected { Protected declarations } public { Public declarations } constructor Create(AOwner: TComponent); override; published { Published declarations } property MyInteger: Integer read FMyInteger write FMyInteger default 10; end; implementation constructor TOurComponent.Create(AOwner: TComponent); begin inherited Create(AOwner); FInteger := 10; end; end.
Спецификатор nodefault отменяет заданное по умолчанию значение свойства. Этот спецификатор, как правило, используется для отмены заданого по умолчанию значения унаследованного свойства.
Например:
property AutoSize nodefault;
Спецификатор stored указывает когда сохранять в файле формы значение свойства. После stored может стоять true (всегда сохранять), false (никогда не сохранять) или название функции, которая возвращает логический результат.
property OneProp: integer read FOneProp write SetOneProp stored False; property TwoProp: integer read FTwoProp write SetTwoProp stored True; property ThreeProp: integer read FThreeProp write SetThreeProp stored Fuct;
И последнее:
Чтобы добавить картинку в компонент для демонстрации в панели компонентов надо:
- создать ее размером 24*24 с именем файла.dcr (в ресурсе имя картинки равно имени компонента, заглавными буквами)
- картинку положить рядом с компонентом.
Автор статьи: Александр Василевский
Комментарии