Область видимости переменных, константы
Область видимости переменных
Область видимости, или контекст переменной — это часть кода, в пределах которого доступна данная переменная. В общем случае такая область определяется описанными ниже правилами:
-
Поле, также известное как переменная-член класса, находится в области видимости до тех пор, пока в этой области находится содержащий поле класс.
-
Локальная переменная находится в области видимости до тех пор, пока закрывающая фигурная скобка не укажет конец блока операторов или метода, в котором она объявлена.
-
Локальная переменная, объявленная в операторах цикла for, while или подобных им, видима в пределах тела цикла.
Конфликты областей видимости локальных переменных
Использование в больших программах одних и тех же имен переменных в разных частях программы является обычной практикой. Это нормально до тех пор, пока области видимости этих переменных не перекрываются и находятся в совершенно разных частях программы, таким образом исключая любую неоднозначность. Однако следует иметь в виду, что локальные переменные с одним и тем же именем не могут быть объявлены дважды в одном и том же контексте, поэтому вы не сможете поступить так, как показано ниже:
int х = 20; // какой-то код int х = 30;
Рассмотрим следующий пример кода:
using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string[] args) { for (int i = 0; i < 10; i++) { Console.Write(" {0}",i); } // здесь i покидает область видимости Console.WriteLine(); // мы можем вновь объявить i for (int i = 0; i > -10; i--) { Console.Write(" {0}", i); } // i снова покидает область видимости Console.ReadLine(); var j = i * i; // данный код не выполнится, т.к i не определена в текущем контексте } } }
Важно отметить, что переменная i объявляется в этом коде два раза в пределах одного и того же метода. Это можно делать, поскольку переменные i объявляются в двух отдельных циклах, поэтому каждая из них локальна в пределах собственного цикла.
Вот другой пример:
public static int Main() { int j = 20; for (int i = 0; i < 10; i++) { int j = 30; // Так делать нельзя - j все еще в контексте Console.WriteLine (j + i) ; } return 0;
Если вы попытаетесь скомпилировать это, то получите следующее сообщение об ошибке:
ScopeTest.cs (12,15) : error CS0136: A local variable named '3' cannot be declared in this scope because it would give a different meaning to 'j', which is already used in a 'parent or current' scope to denote something else
Дело в том, что переменная j, которая определена перед началом цикла for, внутри цикла все еще находится в области видимости и не может из нее выйти до завершения метода Main(). Хотя вторая переменная j (недопустимая) объявлена в контексте цикла, этот контекст вложен в контекст метода Main(). Компилятор не может различить эти две переменных, поэтому не допустит объявления второй из них.
Конфликты областей видимости полей и локальных переменных
В некоторых случаях два идентификатора с одинаковыми именами (хотя и не совпадающими полностью уточненными именами) и одинаковой областью видимости можно различить, и тогда компилятор допускает объявление второй переменной. Причина в том, что C# делает принципиальное различие между переменными, объявленными на уровне типа (полями) и переменными, объявленными в методах (локальными). Рассмотрим следующий фрагмент кода:
using System; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static int j = 20; public static void Main() { int j = 30; Console.WriteLine(j); return; } }
Этот код компилируется, несмотря на то, что здесь в контексте метода Main() присутствуют две переменных с именем j: переменная j, определенная на уровне класса и существующая до тех пор, пока не будет уничтожен класс (когда завершится метод Main(), а вместе с ним и программа), и переменная j, определенная внутри Main(). В данном случае новая переменная с именем j, объявленная в методе Main(), скрывает переменную уровня класса с тем же именем. Поэтому когда вы запустите этот код, на дисплее будет отображено число 30.
Константы
Как следует из названия, константа — это переменная, значение которой не меняется за время ее существования. Предваряя переменную ключевым словом const при ее объявлении и инициализации, вы объявляете ее как константу:
const int a = 100; // Это значение не может быть изменено
Ниже перечислены основные характеристики констант:
-
Они должны инициализироваться при объявлении, и однажды присвоенные им значения никогда не могут быть изменены.
-
Значение константы должно быть вычислено во время компиляции. Таким образом, инициализировать константу значением, взятым из другой переменной, нельзя. Если все-таки нужно это сделать, используйте поля только для чтения.
-
Константы всегда неявно статические. Однако вы не должны (и фактически не можете) включать модификатор static в объявление константы.
Использование констант в программах обеспечивает, по крайней мере, три преимущества:
-
Константы облегчают чтение программ, заменяя "магические" числа и строки читаемыми именами, назначение которых легко понять.
-
Константы облегчают модификацию программ. Например, предположим, что в программе C# имеется константа SalesTax (налог с продаж), которой присвоено значение 6 процентов. Если налог с продаж когда-нибудь изменится, вы можете модифицировать все вычисления налога, просто присвоив новое значение этой константе, и не понадобится просматривать код в поисках значений и изменять каждое из них, надеясь, что оно нигде не будет пропущено.
-
Константы позволяют избежать ошибок в программах. Если попытаться присвоить новое значение константе где-то в другом месте программы, а не там, где она объявлена, компилятор выдаст сообщение об ошибке.
Комментарии