Перегрузка логических операторов
Как вам должно быть уже известно, в C# предусмотрены следующие логические операторы: &, |, !, && и ||. Из них перегрузке, безусловно, подлежат только операторы &, | и !. Тем не менее, соблюдая определенные правила, можно извлечь также пользу из укороченных логических операторов && и ||.
Рассмотрим сначала простейший случай. Если не пользоваться укороченными логическими операторами, то перегрузку операторов & и | можно выполнять совершенно естественным путем, получая в каждом случае результат типа bool. Аналогичный результат, как правило, дает и перегружаемый оператор !:
using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class MyArr { // Координаты точки в трехмерном пространстве public int x, y, z; public MyArr(int x = 0, int y = 0, int z = 0) { this.x = x; this.y = y; this.z = z; } // Перегружаем логический оператор & public static bool operator &(MyArr obj1, MyArr obj2) { if (((obj1.x > 0) && (obj1.y > 0) && (obj1.z > 0)) & ((obj2.x > 0) && (obj2.y > 0) && (obj2.z > 0))) return true; return false; } // Перегружаем логический оператор ! public static bool operator !(MyArr obj1) { if ((obj1.x > 0) && (obj1.y > 0) && (obj1.z > 0)) return false; return true; } } class Program { static void Main(string[] args) { MyArr myObject1 = new MyArr(x: 4, z: 5, y: 12); MyArr myObject2 = new MyArr(x: -2, z: 1, y: 10); if (myObject1 & myObject2) Console.WriteLine("У объектов все координаты положительные"); else Console.WriteLine("Есть отрицательные или равные нулю координаты"); if (!myObject2) Console.WriteLine("Во втором объекте есть отрицательные координаты"); Console.ReadLine(); } } }
При таком способе перегрузки логических операторов &, | и ! методы каждого из них возвращают результат типа bool. Это необходимо для того, чтобы использовать рассматриваемые операторы обычным образом, т.е. в тех выражениях, где предполагается результат типа bool. Напомним, что для всех встроенных в C# типов данных результатом логической операции должно быть значение типа bool. Поэтому вполне разумно предусмотреть возврат значения типа bool и в перегружаемых вариантах этих логических операторов. Но, к сожалению, такой способ перегрузки пригоден лишь в том случае, если не требуются укороченные логические операторы.
Перегрузка укороченных логических операторов
Для того чтобы применение укороченных логических операторов && и || стало возможным, необходимо соблюсти следующие четыре правила:
-
В классе должна быть произведена перегрузка логических операторов & и |.
-
Перегружаемые методы операторов & и | должны возвращать значение того же типа, что и у класса, для которого эти операторы перегружаются.
-
Каждый параметр должен содержать ссылку на объект того класса, для которого перегружается логический оператор.
-
Для класса должны быть перегружены операторы true и false.
Если все эти условия выполняются, то укороченные логические операторы автоматически становятся пригодными для применения. Давайте рассмотрим пример:
using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class MyArr { // Координаты точки в трехмерном пространстве public int x, y, z; public MyArr(int x = 0, int y = 0, int z = 0) { this.x = x; this.y = y; this.z = z; } // Перегружаем логический оператор & public static MyArr operator &(MyArr obj1, MyArr obj2) { if (((obj1.x > 0) && (obj1.y > 0) && (obj1.z > 0)) & ((obj2.x > 0) && (obj2.y > 0) && (obj2.z > 0))) return obj1; return new MyArr(1,1,1); } // Перегружаем логический оператор | public static MyArr operator |(MyArr obj1, MyArr obj2) { if (((obj1.x > 0) || (obj1.y > 0) || (obj1.z > 0)) | ((obj2.x > 0) || (obj2.y > 0) || (obj2.z > 0))) return obj1; return new MyArr(1, 1, 1); } // Перегружаем логический оператор ! public static bool operator !(MyArr obj1) { if ((obj1.x > 0) && (obj1.y > 0) && (obj1.z > 0)) return false; return true; } // Перегружаем оператор true public static bool operator true(MyArr obj) { if ((obj.x > 0) || (obj.y > 0) || (obj.z > 0)) return true; return false; } // Перегружаем оператор false public static bool operator false(MyArr obj) { if ((obj.x > 0) && (obj.y > 0) && (obj.z > 0)) return false; return true; } // Вспомогательный метод public static bool And(MyArr obj1, MyArr obj2) { if (obj1 && obj2) return true; return false; } } class Program { static void Main(string[] args) { const string STR = "Координаты объектов"; MyArr obj1 = new MyArr(x: 4, z: 5, y: 12); MyArr obj2 = new MyArr(x: 10, z: 3, y: 5); if (MyArr.And(obj1, obj2)) Console.WriteLine(STR + " obj1 и obj2 находятся в допустимых пределах"); else Console.WriteLine(STR + "obj1 или obj2 находятся в НЕдопустимых пределах"); Console.ReadLine(); } } }
Благодаря тому что все необходимые правила соблюдены, укороченные операторы становятся доступными для применения к объектам MyArr. Они действуют следующим образом. Первый операнд проверяется с помощью операторного метода operator true (для оператора ||) или же с помощью операторного метода operator false (для оператора &&). Если удается определить результат данной операции, то соответствующий перегружаемый оператор (& или |) далее не выполняется. В противном случае перегружаемый оператор (& или | соответственно) используется для определения конечного результата. Следовательно, когда применяется укороченный логический оператор && или ||, то соответствующий логический оператор & или | вызывается лишь в том случае, если по первому операнду невозможно определить результат вычисления выражения.
Описанный выше способ применения укороченных логических операторов может показаться, на первый взгляд, несколько запутанным, но если подумать, то в таком применении обнаруживается известный практический смысл. Ведь благодаря перегрузке операторов true и false для класса компилятор получает разрешение на применение укороченных логических операторов, не прибегая к явной их перегрузке. Это дает также возможность использовать объекты в условных выражениях. И вообще, логические операторы & и | лучше всего реализовывать полностью, если, конечно, не требуется очень узко направленная их реализация.
Комментарии